Об отрасли

Институты

Заводы

История

27 апреля 2017

Новости

Источники

Предприятия

Химическое машиностроение


 

История становления и развития отрасли

Тенденции развития отрасли

Изготовители оборудования

Институты НИИхиммаш

Руководящие документы

Публикации
и доклады

Новости

Выставки

Журналы

О работе сайта

 
Наши партнеры   


История химического машиностроения России и бывшего СССР:    Содержание,   страницы:   1    2    3    4    5    6    7    8    9    10    11    12    13    14    15    16    17    18    19    20    21    22    23    24    25    26    27    28    29    30    31    32    33    34    35    36    37    38    39    40    41    42    43    44    45   



Е.Н.Капитонов

История химического машиностроения России и бывшего СССР

Страница 35

 

11 ТВОРЦЫ ОТРАСЛЕВОЙ НАУКИ В ХИМИЧЕСКОМ МАШИНОСТРОЕНИИ

В 1959 г. авторы "Биографического словаря деятелей естествознания и техники" [60] писали: "Сводного биографического словаря отечественных и иностранных деятелей в области техники у нас не существует. Имеются только более или менее полные словари лиц, окончивших те или иные высшие технические учебные заведения, и сборники материалов для биографий деятелей отдельных отраслей техники: горного дела, металлургии, электротехники, железнодорожного транспорта и т.п.".

К сожалению, за прошедшие сорок лет ситуация принципиально не изменилась. В химическом машиностроении нет и отраслевых обобщенных материалов на указанную тему. В известном справочнике "Кто есть кто в России и бывшем СССР" [61] упомянут лишь Н.А. Доллежаль и то лишь как создатель первых отечественных промышленных ядерных реакторов.

Поэтому представляется полезным привести некоторые данные по этому вопросу.

Ранее был рассмотрен творческий вклад в развитие отечественного химического машиностроения, сделанный работниками высшей школы, готовившими кадры специалистов для отрасли, занимавшимися научными исследованиями по заказам предприятий отрасли, принимавшими участие в работе этих предприятий по совместительству или в результате самостоятельного научного поиска.

Но есть немало талантливых ученых, для которых именно научная работа и создание новой техники на ее основе составляли основную часть трудовой деятельности, которая осуществлялась ими в качестве штатных сотрудников отраслевых НИИ. Конечно сегодня практически нет крупных научных работников, которые не занимались бы передачей своего опыта будущим специалистам, не вели бы преподавательской деятельности в той или иной форме. Но основу работы отраслевых ученых составляет научно-исследовательская и проектно-конструкторская деятельность.

• В числе таких ученых следует прежде всего назвать Николая Антоновича Доллежаля, внесшего неоценимый вклад в организацию и развитие исследований в области химического машиностроения.

Н. А. Доллежаль родился 27 октября 1899 г. в Екатеринославе (ныне Днепропетровск) в семье инженера. Здесь же он начал учиться в реальном училище. Вскоре семья переехала в г. Подольск (под Москвой), где Николай Антонович продолжал учебу в местном реальном училище. После окончания училища он поступил на механическое отделение МВТУ. Еще в студенческие годы (после первого курса) он начал работать в депо Курской дороги, с мая 1919 г. на Подольском паровозоремонтном заводе, где за непродолжительное время стал слесарем восьмого разряда. Вскоре ему предложили перейти на работу в конструкторский отдел. Так еще студентом он нашел свое призвание. В апреле 1923 г. Н.А. Доллежаль блестяще защитил дипломный проект перед такими авторитетами в области техники как А.А. Надежин, Л.К. Рамзин, И.В. Арбатский, И.И. Куколевский, М.М. Щеголев. Вскоре Н.А. Доллежаль переезжает из Подольска в Москву, став по рекомендации своего вузовского руководителя А.А. Надежина конструктором Государственного объединения "Москвауголь", а по совместительству - ассистентом кафедры термодинамики и теплотехники Московского института народного хозяйства, которую возглавил А. А. Надежин. Работа в "Москваугле" дала Н. А. Доллежалю материал для его первой научной публикации "Ступенчатые топки для подмосковного угля", опубликованной в журнале "Вестник инженера". В 1924 г. по приглашению А.А. Предтеченского Н.А. Доллежаль перешел на работу в только что созданное акционерное общество "Тепло и сила", которое занималось теми же проблемами, что и теплотехнический отдел Москваугля, но в более крупных масштабах. Организация быстро росла и в 1928 г. при ее центральном правлении было создано проектно-конструкторское бюро. Н.А. Доллежаль был назначен в нем заместителем начальника, а с 1929 г. - начальником. Акционерное общество начало издавать журнал "Тепло и сила" и Николай Антонович начал сотрудничать в журнале, став членом его редколлегии.

По рекомендации Р. Г. Грановского, получившего образование в Дармштадтском политехническом институте и сохранившего деловые связи с немецкими инженерами, Н. А. Доллежаль становится иностранным членом Союза Германских инженеров. К этому времени относится первая заграничная командировка Николая Антоновича - в Германию, Австрию и Чехословакию. Во время этой командировки на химическом заводе близ Галле он обнаружил, что там имеются компрессоры высокого давления, которые по своим параметрам не только сравнимы с энергетическими установками, но и превосходят их. Это наблюдение определило круг научных интересов Доллежаля на значительный период его жизни.

В описанный период Н. А. Доллежаль был далек от химического машиностроения. Но в 1930 г. XVI съезд ВКП(б) поставил в числе важнейших задач и химизацию народного хозяйства. В числе других мер, направленных на решение этой задачи, в мае 1931 г. в Москве было создано особое конструкторское бюро - ОКБ № 8. Заместителем главного инженера бюро был назначен Н. А. Доллежаль. Бюро должно было заниматься разработкой оборудования для азотной промышленности и, прежде всего, для начатого строительства завода в Бобриках (ныне Новомосковский химический комбинат). В числе требовавшихся для завода машин были и компрессоры высокого давления. Строительство аммиачного завода в Бобриках в 1932 г. было свернуто, планы поменялись. Вместе с ним отпала необходимость и в ОКБ NQ 8. 1932 г. был ознаменован очередными переменами в экономической жизни страны. Не миновало перемен и химическое машиностроение. В частности, было принято решение о создании в Ленинграде института ГИПРОАЗОТМАШ с задачей конструировать машины и аппараты для азотных заводов. По предложению Г. К. Орджоникидзе техническим директором нового института был назначен Н. А. Доллежаль. Уже через год разработки института пошли в производство, что позволило обеспечить строящиеся аммиачные заводы отечественным оборудованием. Много позже, в 1952 г. конструкторы проектировавшие это оборудование, включая Н. А. Доллежаля, были удостоены Государственной премии 2-ой степени.

Работая в ГИПРОАЗОТМАШе, Николай Антонович занимался организацией кафедры химического машиностроения в Ленинградском политехническом институте. Возглавив эту кафедру, он взял на себя чтение курса компрессоров высокого давления.

Осенью 1934 г. совершенно неожиданно для себя Н. А. Доллежаль получил назначение в Харьков на должность главного инженера и заместителя управляющего Химмаштреста, в который входило в то время восемь заводов, ГИПРОАЗОТМАШ и Московский ЭКИХИММАШ, а также монтажная контора Химсанмонтаж. Через год, так же неожиданно, Н.А Доллежаль был переведен в Москву на должность члена Технического совета при Наркомтяжпроме. Пробыть в этой должности пришлось не долго - осенью 1935 г. по предложению Г. К. Орджоникидзе Н. А. Доллежаль был назначен главным инженером Киевского завода "Большевик". В 1937 - 1938 гг. в связи с тяжелой обстановкой, связанной с развернувшимися репрессиями в стране, начались непонятные, не обоснованные штатные перемещения. В частности, недавно созданный Главхиммаш вдруг принял решение в 1938 г. полностью заменить все руководство завода. В результате кадровых перемещений Н. А. Доллежаль вновь оказался в Москве на должности заместителя главного инженера по научно-исследовательским и конструкторским работам Главхиммаша. От этой чиновничьей должности ему удалось освободиться достаточно быстро. Осенью того же года он был приглашен во Всесоюзный институт гидромашиностроения для организации там отдела и лаборатории поршневого ком-прессоростроения.

В 1939 г. Н. А. Доллежалю было присвоено звание профессора. Но перевод в Ленинградский политехнический институт, представивший его к этому званию, не состоялся из-за начавшейся войны с Финляндией. Оставшись в ВИГМе, FL А. Доллежаль решил оформить свои исследования по клапанам поршневых компрессоров в виде докторской диссертации. Профессорское звание освобождало его от необходимости защищать сначала кандидатскую диссертацию.

Страница 35

Все страницы:   1    2    3    4    5    6    7    8    9    10    11    12    13    14    15    16    17    18    19    20    21    22    23    24    25    26    27    28    29    30    31    32    33    34    35    36    37    38    39    40    41    42    43    44    45    Содержание   

 


 
на Уралхиммаше

 


Рейтинг@Mail.ru

Химическое машиностроение:
взрывной рост?


Партнерские ссылки




http://pornvidos.tv/ порно|Xxx Teens porno в Москве.|перетяжка кухонного уголка картинки.

Заводы

на Главную

Источники

Институты

Предприятия


© Химмаш-2011