Главная

Институты

Заводы

История

15 декабря 2017

Новости

Источники

Предприятия

Тенденции развития


История становления и развития отрасли

Тенденции инновационного развития

Изготовители оборудования

Организации НИИхиммаш

Новости отрасли

Новости предприятий

Зарубежные новости

Новые технологии

Этапы стратегии

Руководящие документы

Поздравление

Публикации

Инновации

Выставки

Журналы

Контакты

 
Наши партнеры   


История химического машиностроения России и бывшего СССР:
С о д е р ж а н и е
Зарождение производства   
Производство до 1917 г.   
Ситуация в 1917-1927 гг.   
Военные годы 1941-1945   
После ХХ съезда   
1966 - 1990 годы   
XXV съезд - развитие   
Сотрудничество в СЭВ   
УЧЕНЫЕ - ОСНОВАТЕЛИ   
ТВОРЦЫ ОТРАСЛЕВОЙ НАУКИ   
ПЕРВЫЕ ИЗОБРЕТАТЕЛИ   


Формирование системы активизации инновационной деятельности на предприятии

А.Р. Маннапов, к.т.н., доц. каф. управления инновациями УГАТУ

Разработана система действий по координации инновационной деятельности на предприятии. Сформулированы практические рекомендации по системной организации мероприятий, в том числе: интенсификации поиска и сбора инновационных идей, предложений и проектов; стимулиро- ванию и поощрению инновационной активности; управлению интеллектуальной собственностью; контролю эффективности и результативности инновационной деятельности.

Активизация инновационной деятельности на предприятиях различных отраслей народного хозяйства является в настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих на пути построения инновационной модели развития отечественной экономики.

Известно, что меры по активизации инновационных процессов на уровне субъектов хозяйствования должны включать как усилия федеральных и региональных органов законодательной и исполнительной власти, так и руководителей организаций (предприятий) различных уровней управления. И если повлиять на решения властных структур представляется в большинстве случаев затруднительным, то создать систему управления инновационной деятельностью в рамках предприятия вполне по силам его руководству.

В соответствии с Рекомендациями по сбору и анализу данных по инновациям (“Руководство Осло”) [2] под инновационной деятельностью понимаются все научные, технологические, организационные, финансовые и коммерческие действия, реально приводящие к осуществлению инноваций или задуманные с этой целью. При этом признаётся, что некоторые виды инновационной деятельности являются инновационными сами по себе, другие не обладают этим свойством, но тоже необходимы для осуществления инноваций. В соответствии с этим, исследования и разработки, даже не связанные напрямую с подготовкой какой-либо конкретной инновации, принято считать инновационной деятельностью.

Полагаю, что данный подход трактовки инновационной деятельности вполне приемлем на нынешнем этапе при исследовании прогрессивных процессов на предприятиях.

Сегодня в нашей стране примерно 10% предприятий являются инновационно-активными (среди малых предприятий ещё меньше – только 5%) [1], тогда как в развитых странах к данному типу относятся 50-70% [3]. К сожалению, заметных сдвигов по увеличению их числа в России за последние годы практически не наблюдается.

По данным госстатистики [1] большинство российских предприятий в настоящее время имеют значительный износ основных фондов (в среднем по экономике страны в 2011 году данный показатель составил 51,3%) и относительно низкую рентабельность продукции (в 2011 году в среднем по экономике страны – 11,5%; для обрабатывающих производств – 13,2%). При этом примерно три четверти издержек на изготовление продукции составляют материальные затраты (для предприятий обрабатывающих производств).

Как известно, в передовых зарубежных компаниях эффективность различных видов деятельности связана в основном с преобладанием и результатами интеллектуального труда.

Авторские обследования отечественных предприятий позволяют выделить следующие характерные черты в их деятельности:
• незначительные затраты на исследования и разработки;
• ориентированность в основном на технологические заимствования (покупка технологий и оборудования за рубежом);
• недооценка вопросов спецификации прав на результаты интеллектуальной деятельности и защиты интеллектуальной собственности;
• отсутствие в большинстве случаев системы поощрения инновационной деятельности;
• неосведомлённость работников о новых разработках в области своей деятельности;
• неготовность руководства к инновационным прорывам.

Вышеуказанные просчёты и упущения являются ключевыми проблемами формирования и развития инновационной деятельности на предприятии, для решения которых необходима система целенаправленных действий. С точки зрения автора статьи система активизации инновационной деятельности (ИД) на предприятии должна включать в себя следующие взаимосвязанные составляющие:
• создание соответствующего органа (структурного подразделения, должности), ответственного за активизацию и координацию инновационной деятельности;
• подбор и дальнейшее развитие (обучение, переподготовка) квалифицированного и компетентного персонала, обладающего высоким интеллектуальным потенциалом, гибкостью, коммуникативностью, стремлением и способностью к самообучению, умением находить решения в условиях неопределённости, избыточности или недостаточности информации, а также другими качествами, важными для реализации проектов создания и внедрения новшеств;
• принятие организационных решений по расширению обязанностей и полномочий работников в отношении предложения и реализации нововведений;
• сбор, экспертиза и квалифицированный отбор идей, предложений и проектов, связанных с различного рода нововведениями и усовершенствованиями в бизнес-процессах, технологиях, методах работы и способах управления – как из доступных информационных источников, так и от штатных сотрудников и партнёрских организаций;
• стратегическое, календарное и бюджетное планирование проектов разработки инновационной продукции и технологий, обновления основных фондов (техническая реконструкция, перевооружение и т.п.), открытия новых производств, внедрения новых методов хозяйствования;
• разработка и реализация системы мер по стимулированию и поощрению творческой активности, креативности, результативности в осуществлении различных нововведений;
• поиск внутренних и внешних возможных источников финансирования и привлечение инвестиций для реализации проектов, связанных с нововведениями;
• создание объектов интеллектуальной собственности (ОИС), защита, приобретение и продажа интеллектуальной собственности (ИС);
• всесторонний и комплексный контроль эффективности и результативности инновационной деятельности.

В соответствии с вышеобозначенными ключевыми составляющими автором статьи разработана система активизации инновационной деятельности на предприятии, представленная на рис. 1.


Рисунок 1 – Система активизации инновационной деятельности на предприятии

Важно акцентировать, что только системность и регулярность в осуществлении указанных действий способны обеспечить развитие инновационных процессов. В целях эффективного функционирования предлагаемой системы автором сформулирован ряд практических рекомендаций.

В частности, для интенсификации поиска и сбора инновационных идей, предложений и проектов следует применять разнообразные способы, такие как: • использование специальных ящиков для регулярного сбора предложений от работников предприятия;
• проведение внутренних (закрытых) и внешних (открытых) конкурсов идей, рационализаторских предложений и инновационных проектов;
• выделение работникам интеллектуального труда (инженерам, научным сотрудникам, руководителям и др.) определённого времени (несколько часов в неделю) на поиск информации по профилю их деятельности в сети Интернет, научно-технических библиотеках и других информационных источниках;
• организация посещения (в том числе взаимного) других предприятий для изучения передового опыта работы;
• установление деловых контактов и формирование партнёрских отношений с субъектами инновационной деятельности – вузами, отраслевыми НИИ, ОКБ, проектными организациями, центрами трансфера и коммерциализации технологий и их сетями, бизнес-инновационными центрами и др.;
• делегирование специалистов на различные профильные информационные мероприятия (выставки оборудования и достижений народного хозяйства, научно-технических конференции, симпозиумы, семинары и др.);
• организация участия специалистов и руководителей на специализированных курсах повышения квалификации; и др.

Что касается стимулирования и поощрения инновационной активности на предприятии, то здесь можно выделить следующие средства:
• единовременное (разовое) и периодическое материальное вознаграждение, зависящее от величины ожидаемого и полученного экономического эффекта от реализации нововведения, его важности и стратегической направленности;
• признание результативности деятельности работников в отношении нововведений (вручение дипломов, грамот, благодарственных писем, публичная огласка, в том числе с использованием средств внутреннего информирования на предприятии и СМИ и др.);
• создание условий для участия в акционерном капитале предприятия, в том числе путём материального вознаграждение (премирование и награждение акциями), и включения ключевых специалистов в число собственников;
• предоставление инновационно-активным работникам различных льгот, в т. ч. более свободного графика работы, дополнительных дней отпуска, возможности преподавательской деятельности, оплаты определённых расходов (например, транспортных, средств связи) и др.;
• создание спин-офф компаний с гибкой формой организации работ для проведения исследований и разработок, ускоренной реализации конкретных инновационных проектов в интересах материнской компании (при этом соучредителями и собственниками должны стать ключевые специалисты предприятия-учредителя, которые переходят в штат спин-оффа).

По поводу возможных источников привлечения финансовых ресурсов для реализации проектов нововведений можно отметить, что сегодня их круг существенно возрос. В том числе можно назвать следующие: собственные средства предприятия; государственные гранты и контракты в рамках ФЦП, РЦП и других программ; субсидии; банковские кредиты (под залог имущества и интеллектуальной собственности); средства фондов венчурного капитала и неформальных инвесторов, эмиссия акций и др. Однако, широта возможностей использования каналов и объёмов финансовых поступлений во многом будет определяться сущностью и тематической направленностью инвестируемого проекта, его стадией развития, величиной рисков, сроком окупаемости, рентабельностью и другими значимыми факторами.

Как уже отмечалось, сегодня российские предприятия уделяют недостаточное внимание вопросам, связанным с управлением интеллектуальной собственностью; более того – некоторые из них относятся к ней просто халатно. Однако, важность создания и правового оформления интеллектуальной собственности для предприятия трудно переоценить – это и потенциал для инноваций, и средство укрепления и сохранения конкурентных преимуществ, и возможность возмещения затрат на исследования и разработки.

Организация управления интеллектуальной собственностью на предприятии должна включать следующие действия:
• своевременное выявление охраноспособных результатов интеллектуальной деятельности и спецификация прав на них;
• реализация ИС путём её использования в собственном производстве или коммерциализации;
• предотвращение незаконного использования ИС, принадлежащей предприятию;
• отслеживание новых ОИС, созданных вне предприятия, и решение вопросов о необходимости приобретения соответствующих прав на них;
• превентивное выявление фактов нарушений прав ИС третьих лиц со стороны предприятия и принятие решений по их устранению.

Грамотное управление ИС на предприятии позволит обеспечить конкурентоспособность деятельности (продукции) за счёт реализации исключительных прав на технические, конструктивно-дизайнерские решения, средства индивидуализации и другие охраноспособные нематериальные активы.

В заключение отметим некоторые абсолютные и относительные показатели эффективности и результативности, которые могут быть установлены для контроля процессов активизации инновационной деятельности:
• количество поданных предложений по реализации нововведений в расчёте на одного работника;
• величина собственных и привлечённых финансовых ресурсов для реализации проектов разработки, приобретения и внедрения новаций;
• отношение объёма реализованной инновационной продукции в денежном и количественном выражении к общему количеству реализованной продукции или в расчёте на одного работника;
• количество и стоимость созданных объектов интеллектуальной собственности в расчёте на одного работника;
• экономический эффект от реализации нововведений в расчёте на одного работника или к объёму реализованной продукции;
• стоимость нематериальных активов предприятия; и др.

Практическое использование изложенных предложений и рекомендаций по активизации инновационной деятельности позволит повысить конкурентоспособность предприятия, занять более устойчивые позиции на рынке, улучшить финансово-экономические показатели и обеспечить стабильное стратегическое развитие.

Библиографический список:

1. Российский статистический ежегодник. 2012: Статистический сборник [Текст] / Росстат. – М., 2012. – 786 с.
2. Руководство Осло. Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям [Текст]. Третье издание. Перевод с английского – издание второе исправленное. – М., 2010. – 107 с.
3. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 8 декабря 2011 года, № 2227-р.

Опубликовано в ж.Экономика и предпринимательство, № 6, 2013 г., с.297-299.


 
на Уралхиммаше

 

 


Рейтинг@Mail.ru

 

Химическое машиностроение:
взрывной рост?
   2    3 .

Партнерские ссылки

      


Партнерские ссылки


Заводы

на Главную

Источники

Институты

Предприятия


© 2008-2017 Niichimash