Главная

Институты

Заводы

История

28 июня 2017

Новости

Источники

Предприятия

Тенденции развития


История становления и развития отрасли

Тенденции инновационного развития

Изготовители оборудования

Организации НИИхиммаш

Новости отрасли

Новости предприятий

Зарубежные новости

Новые технологии

Этапы стратегии

Руководящие документы

Поздравление

Публикации

Инновации

Выставки

Журналы

Контакты

 
Наши партнеры   


История химического машиностроения России и бывшего СССР:
С о д е р ж а н и е
Зарождение производства   
Производство до 1917 г.   
Ситуация в 1917-1927 гг.   
Военные годы 1941-1945   
После ХХ съезда   
1966 - 1990 годы   
XXV съезд - развитие   
Сотрудничество в СЭВ   
УЧЕНЫЕ - ОСНОВАТЕЛИ   
ТВОРЦЫ ОТРАСЛЕВОЙ НАУКИ   
ПЕРВЫЕ ИЗОБРЕТАТЕЛИ   


Компендиум концептуальных основ Инновационной стратегии

Компендиум (лат. compendium) - сокращённое изложение основных положений какой-либо дисциплины.

Определение инноваций

Сегодня происходит размывание строго научного понятия "инновации". Понятие "инновационная экономика" становится синонимом понятия "экономика, основанная на знании", и рассматривается как альтернатива ресурсоориентированной экономики. Кроме того, в настоящее время существует достаточно большое количество различных определений понятия "инновации". В связи с этим для целей Инновационной стратегии ОЭСР было решено определять понятие "инновации" в соответствии с "Руководством Осло", описывающем четыре типа инноваций: продуктовые, процессные, маркетинговые и организационные:
продуктовая инновация - новый или значительно улучшенный продукт (товар или услуга), включая значительные усовершенствования технических характеристик, компонентов и материалов, программного обеспечения, используемого в продукте, или других функциональных характеристик;
процессная инновация - новый или значительно улучшенный метод производства или поставки, включая существенные изменения в методах, оборудовании и/или программном обеспечении;
маркетинговая инновация - новый метод маркетинга (вывода товара на рынок), включающий значительные изменения в дизайне товара или в его упаковке, продвижении или ценообразовании;
организационная инновация - новый организационный метод в предпринимательской практике, в организации рабочих мест или внешних связях.

Инновации - основной двигатель роста

Инновации - основной двигатель роста, обеспечивающий новые знания, необходимые для производства. Инновации - внедрение нового или значительно улучшенного продукта (товара или услуги), процесса или метода - давно считаются основным путем обеспечения экономического и социального благосостояния. Инновации стимулируют инвестиции, ориентированные на создание и использование новых знаний, обеспечивая взаимодействие ряда дополнительных активов, включающих научные исследования и разработки, программное обеспечение, человеческий капитал, маркетинг и новые организационные структуры. Многие из них особенно важны для достижения намеченной производительности и эффективности новых технологий. Эти "нематериальные" активы стали стратегическими факторами для создания стоимости. Их роль в экономике стала столь же важна, как и роль материальных активов, и составляет от 5 до 12% ВВП.

Понятие инноваций стало значительно шире

В центре внимания все чаще находятся нетехнологические, организационные и социальные инновации. В последние годы понятие инноваций значительно расширилось. Усилился интерес к нетехнологическим формам инноваций - к таким, например, как организационные, маркетинговые и дизайнерские изменения, - и их вкладу в рост производительности труда. Этот интерес отражает растущее значение взаимодействия и комплементарный характер технологических и нетехнологических форм, особенно в терминах более широкого понимания и применения инноваций.

Инновации часто влекут за собой введение новых бизнес-моделей. Роль нетехнологических инноваций наиболее заметна в секторе услуг, который теперь обеспечивает более 70% ВВП в странах ОЭСР. Эмпирические данные показывают, что инновации в секторе услуг принимают иные формы, чем в производственном секторе. Фирмы, производящие услуги, при внедрении инноваций используют результаты исследований и разработок опосредованно - через покупку и применение готовых технологий, а также через внедрение новых бизнес-моделей.

Самые различные факторы способствовали появлению нового понятия инноваций. Все более очевидно, что в дополнение к исследованиям и разработкам инновации охватывают широкий диапазон действий с нематериальными активами. Пока еще приходится доказывать, что меры по повышению эффективности такого вида деятельности, так же как и выполнение ИР, должны сопровождаться дополнительным набором инвестиций. Становится ясно, что инвестиции в нематериальные активы являются столь же важными, как и инвестиции в материальные активы: машины, оборудование, здания.

Изменилось понимание инновационного цикла. Появилось более широкое понимание инновационного цикла. Все более очевидными становятся связи между политикой, направленной на увеличение инвестиций в создание и применение знаний и новых технологий, и политикой, направленной на стимулирование спроса на инновационные товары и услуги, т.е. на стимулирование заключительной фазы инновационного цикла.

Роль бизнеса в стимулировании инноваций остается решающей. Вклад бизнеса в инновации является уникальным. Инновации часто являются результатом изучения предпринимателями новых рынков, идей и возможностей. В большинстве случаев новые компании создаются для того, чтобы использовать технологические или коммерческие возможности, которыми пренебрегли более старые компании. В 2005 г. половина коммерческих инновационных разработок (ИР) США проведена компаниями, возраст которых не достиг 25 лет. Поэтому политический климат, способствующий созданию и росту новых фирм, чрезвычайно важен для процветания инноваций.

Сетевые инновационные процессы позволяют вовлечь в активную инновационную деятельность широкий диапазон участников, …имеющих навыки, необходимые для инноваций. Сетевые инновационные процессы, подкрепленные распространением широкополосного Интернета, позволяют привлечь большее количество участников. Наряду с корпоративными исследовательскими лабораториями к инновационному процессу реально могут подключиться пользователи, поставщики и потребители из государственного, коммерческого и некоммерческого секторов. Сетевая организация инноваций дает новый источник идей и позволяет лучше учитывать рыночный спрос. Привлечение широкого круга участников в инновационный процесс подчеркивает необходимость развития так называемых "мягких навыков", позволяющих людям работать в мультидисциплинарных и мультикультурных командах, ориентированных на решение конкретных проблем. Инновации также развивают способности к адаптации или переобучению при внедрении радикально новых продуктов и процессов. Поэтому очень важно, чтобы образовательные учреждения, а также программы профессиональной переподготовки давали широкий набор навыков, помогающих приспособиться к изменяющейся природе инноваций.

Инновационные процессы становятся все более сложными

Инновации никогда не были простым и нерискованным делом. С расширением понятия инноваций инновационные процессы стали более сложными и интерактивными. Производство и коммерциализация важнейших инноваций, таких как создание транзистора, изобретение антибиотиков или введение организационных изменений на рабочем месте, не были простой или нерискованной задачей. Сегодня сформировалось понимание того, что инновационный процесс - это не просто линейная прогрессия от научного исследования к открытию, к технологическим усовершенствованиям, к готовым продуктам и их распространению.

Повысилась сложность инноваций и возросли затраты. Значительно повысилась сложность и возросли затраты на инновационную деятельность, особенно в междисциплинарной области. Все чаще инновации реализуются через конвергенцию различных областей науки и технологий. Такие инновации обещают значительную добавленную стоимость, но остаются рискованными, так как бизнес-модели сомнительны, затраты высоки, и при этом в нестабильной деловой среде появляются новые потенциальные конкуренты. Благодаря десятилетиям либерализации торговли рынки значительно глобализировались, открывая новые возможности, но и усиливая уровень конкуренции. Жизненные циклы продукта сократились или находятся под угрозой сокращения - вследствие более интенсивной глобальной конкуренции и продолжающегося развития технологий. Это вынуждает компании быстрее внедрять инновации и интенсифицировать процесс производства товаров и услуг.

Это привело к специализации, расширению сотрудничества и партнерства. Эти тенденции оказали определенное воздействие на инновационные процессы. Во-первых, инноваторы сконцентрировались на тех направлениях, где они имеют конкурентное преимущество, тогда как наука и инновационная деятельность все еще имеют тенденцию группироваться на определенных территориях или вокруг определенных институтов. Во-вторых, столкнувшись с интенсивной глобальной конкуренцией и ростом стоимости ИР, компании стали больше сотрудничать с внешними партнерами. Их цель состоит в том, чтобы остаться в ряду событий, расширить свою долю на рынке, быть в курсе новых идей и технологий и вывести на рынок новые товары или услуги раньше конкурентов. Поставщики и клиенты становятся основными инновационными партнерами. Такие сети становятся все более глобальными.

Инновации невозможны без солидного фундамента. Способность к инновационной деятельности зависит от многих факторов, включая наличие инфраструктуры и организаций, поддерживающих создание и распространение знаний, с одной стороны, и наличие спроса на инновации, с другой. Предложение инноваций определяется наличием образовательных организаций, ответственных за формирование человеческого капитала, и научных организаций и университетов, которые играют ключевую роль в создании и распространении знаний.

Государственные инвестиции в науку остаются ключевым фактором, наряду с наличием организаций, активных фирм и инфраструктуры. Хотя в глобальном масштабе финансирование ИР со стороны бизнеса больше, чем со стороны государства, государственное финансирование долгосрочных фундаментальных исследований в университетах и государственных научных организациях остается критическим фактором. Это финансирование является ключевым в плане развития новых научных и технологических знаний, которые могут привести к инновациям, необходимым экономике и обществу. По своей природе исследования такого типа имеют долгосрочный характер, их результат трудно прогнозировать заранее. И хотя бизнес сократил инвестиции в фундаментальные исследования, он продолжает полагаться на государственные исследования, ожидая важных результатов, которые могли бы способствовать появлению инноваций.

Источник: Наука, образование, инновации - три опоры модернизации,
Авторы: В.Н. Киселев, Т.А. Мешкова, А.П. Шадрикова, А.Ф. Яковлева


 
на Уралхиммаше

 

 


Рейтинг@Mail.ru

 

Химическое машиностроение:
взрывной рост?
   2    3 .

Партнерские ссылки

      


Партнерские ссылки


Заводы

на Главную

Источники

Институты

Предприятия


© 2008-2017 Niichimash